В Будущее – с надежной!
Третий путь!
Программа Российских Социал-демократов.
(часть 1)
1. Время неолиберальной глобализации
Мы живем в
сложное и противоречивое время неолиберальной
глобализации, чрезвычайно опасное для самого существования земной цивилизации.
С одной
стороны, человечество добилось высочайшего развития производительных сил и
накопило огромные богатства и в то же время оно не способно обеспечить всем
людям более-менее справедливой доли в результатах этих совместной деятельности.
Человечество
все явственней подошло к пределу своего экономического развития и на повестку
дня все явственнее выступают кризисы перенаселения, экологический,
энергетический и сырьевой.
Концепция
«золотого миллиарда» в рамках неолиберальной глобализации
является все ускоряющейся «игрой с общим отрицательным выигрышем».
Глобализация
начинает ощутимо бить даже по Западной Европе, т.к. сборочные производства
выводятся в третий мир, растет безработица и происходит демонтаж построенного
там «социального общества».
Отошло на нет
противостояние военных блоков, но вместо разоружения и международной помощи
друг другу, западные страны вкладывают немыслимо большие средства в развитие
высокоточного и высокотехнологичного дорогого ракетного вооружения.
Все это
вместе можно назвать третьим системным цивилизационным кризисом –
кризисом индустриального общества. У интеллектуальной, хозяйственной и научной
элит западных стран нет ясного видения и конструктивного решения этого кризиса.
Россия,
избавившаяся от режима «реального социализма», вместо поднятия уровня жизни
народа, оказалась втянута в фарватер политики деиндустриализации, на которой
отрабатываются пролиберальные идеологии управления обществом, которые
затем предполагается внедрить и в индустриально развитых странах.
Либеральные
идеологи действуют по принципу «разделяй и властвуй» и объясняют всем, что
виноваты не их пролиберальные консультанты, а недостаточно четкое
следование их «правильным» инструкциям.
Западные
идеологические фонды спонсируют весь спектр радикальных политических течений: от радикал либералов до
фашистов и националистов.
В мире все
больше начинает здравствовать ложь, кривда. С больной головы вся
ответственность перекладывается на здоровую.
Виноватыми оказываются сами обворованные. Лицемерие становится правилом
хорошего тона «цивилизованного» человека.
Мы,
российские социал-демократы, являемся
сторонниками социальной справедливости и смотрим на
назревающий в Мире клубок противоречий с открытыми глазами, ясно осознавая всю
сложность и неотложность стоящих перед Земной цивилизацией и нами задач. И ищем
выход из сложившейся ситуации в идейном потенциале марксизма и демократического
социализма, гуманистического движения.
Социал-демократы являются сторонниками
дипломатии, но не интриганства, политики, но не политиканства, философии, но не
софизма и схоластики.
Мы
отказываемся от «стратегии» незамечания и
замалчивания проблем. И пытаемся найти и дать на них свой системный ответ.
Нас объединяет приверженность идеям
социальной, экономической и политической демократии!
Социал-демократы
являются демократическими социалистами и предлагают не только идеал нового
общества, но и наш вариант экономической и политической модернизации по
продвижению к нему.
Социал-демократы являются сторонниками свободы
духа. Они стремятся стать сообществом, в которое входят люди различных
верований и убеждений. Их согласие покоится на общих нравственных ценностях и
одинаковых политических целях. Социал-демократы стремится к устройству жизни в
духе этих основных ценностей. Социализм для нас является постоянной задачей —
добиваться свободы и справедливости и сохранять их.
2. Наше отношение к политике
Политику
мы рассматриваем как поле деятельности, направленное на отстаивание различными
группами своих интересов, выработки и отстаивания общенациональных и
общечеловеческих интересов, и видим в ней инструмент для защиты общества от
произвола властей и обстоятельств.
Глубинные интересы всех обществ едины: Мир и
благосостояние.
Политика
помогает обществу осознанно выбирать путь развития, отобрать наиболее
профессиональных и честных управленцев.
Без развитой многопартийной системы и
развитой системы сдержек и противовесов у государственной власти нет реального
контроля.
Мы призываем
граждан поддерживать и вливаться в ряды политических партий,
поворачивая их деятельность к практическим делам. Простые люди не могут
отгородиться от политики, забыть о её существовании, т.к. «политика влияет на
нас всегда, даже когда мы не влияем на неё».
По этому мы,
как и многие из Вас, «не
живем для политики, но занимаемся политикой, чтобы жить.»
Пока мы врозь
– мы беззащитны. А вместе – мы Сила, с которой невозможно не считаться. Вместе
мы сможем заставить всех уважать и учитывать законные интересы граждан и
общества, закона и морали.
3. Наша цель – Социализм!
Социалисты
стремятся к высокоразвитому эффективному демократическому обществу, в котором
каждый человек имеет возможность развивать свою личность, трудиться на благо
своей семьи и общества и, осознавая свою ответственность, вместе с другими
участвовать в политической, экономической и культурной жизни человечества.
Социал-демократы
являются демократическими социалистами и выступают за новое общество, новый,
более высокий уровень общественной, межнациональной и международной этики,
который будет соответствовать более высокому уровню развития производительных
сил.
Социалистическое
общество, в нашем понимании, это:
- Свободное
общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного
развития всех.
- Демократическое общество, в котором
власти уважают народ и его представителей. Общество представительной
демократии, осуществляющей контроль над государственными органами и
правительством в условиях свободы печати и разделения властей на представительную
(законодательную), исполнительную и судебную.
- Социальное
общество, в котором человек ценится не уровнем дохода, а духовным, культурным и
материальным вкладом в культуру, производственную и общественную жизнь.
-
Гуманистическое общество, в котором государственные институты не довлеют над
личностью, а помогают ей сформироваться, раскрыться и реализоваться.
- Правовое
общество, уважающее государственные законы и независимую судебную систему, в
котором все равны перед законом, и прежде всего сами судьи.
- Толерантное
общество, в котором уживаются, взаимно дополняя друг друга, люди разных
культур. Общество, которое озабочено сохранением и развитием самобытных культур
малых народностей.
-
Самоуправляющееся общество, приветствующее и поддерживающее различные формы
гражданской активности, общественного и местного самоуправления.
-
Трудолюбивое общество, понимающее, что в основе создаваемого национального
богатства и благосостояния лежит творческий кропотливый труд. Общество, ценящее
добросовестный труд во всех его проявлениях и уважающее людей труда.
- Солидарное
общество, в котором люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не будут
брошены на произвол судьбы, а будут имеьт право
рассчитывать на помощь и поддержку со стороны общества и государства.
- Культурное
общество – общество высокой бытовой, производственной, социальной,
политической, национальной и общественной культуры.
Социализм мы
видим многоэтапным состоянием развитого и продолжающегося развиваться общества в
условиях функционирования регулируемого рынка и свободы частной собственности.
При социализме будет сохранена демократия и политический плюрализм.
Мы являемся
последовательными антирадикалами, противниками больших скачков . . . «через
пропасть за два прыжка».
Мы выступаем
за активное использование института государства для развития производительных
сил общества, планирования, мобилизации общества для решения насущных проблем
страны и человечества.
Мы считаем
реальными для России 15-20% темпы развития экономики в течение ближайших 10-15
лет.
4. Коммунистическая перспектива
Социализм,
как посткапиталистический
промежуточный идеал, сам по себе смыкается с Коммунизмом.
Условия для
коммунистического общества будут складываться в развитом постиндустриальном
обществе постепенно, после того, как с развитием экономики и производительных
сил будет
достигнуто относительное продовольственное и товарное изобилие и на долю
постиндустриального сектора будет приходиться 70-80% экономической и
трудовой мощи.
С
формированием социализма и даже коммунизма не будут ликвидированы деньги, рынок
и даже частная собственность. Они лишь перестанут являться фетишами (идолами)
общества, вокруг которых крутится экономическая и общественная жизнь.
С развитием
социалистического общества доля общественной, национальной, региональной и
государственной собственностей постепенно займет доминирующее положение при
сохранении частной собственности. При этом все изменения будут укладываться в
правила конкурентной экономики, не смотря на то, что сам по себе фетиш
конкуренции будет преодолен и заменен кооперацией.
И если
социализм – это зрелый посткапитализм, то коммунизм – это зрелый социализм.
Коммунизм как
общество высокоразвитых производительных сил и высоких производственных
отношений немыслим без вложений в трудовой капитал и поднятия на новый уровень
качества образования.
Предстоит
отказаться от принципов энциклопедически-эклектичного англо-американского
образования и вновь вернуться к принципам системного немецкого образования,
которые были реализованы в СССР. Необходимо всех учить так, как на западе учат
научную и хозяйственную элиту.
В
постиндустриальном коммунистическом обществе приоритетное значение будет
уделяться культуре, науке, образованию, медицине и спорту.
Эти
постиндустриальные сектора сферы услуг будут обеспечивать значительную часть
трудовой занятости и стимулировать дальнейший рост
производительности труда в физической экономике.
В
практическую область будет поставлена реализация шестичасового рабочего дня.
Коммунистическое
общество поднимет социальные стандарты международных отношений, поставит и
начнет решение сырьевого, энергетического, теплового и экологического кризисов,
кризисов «перенаселения» и «демографического перехода».
Коммунистическое
общество будет финансово поддерживать культурное разнообразие при постепенном
выравнивании базовых образовательных и социальных стандартов при ограничении искусственного сверхпотребления.
Общество
массового потребления сменится обществом культурного личностного развития.
Коммунистическое
общество не будет милитаризированным и не будет нести
всем «свет коммунизма» на кончиках своих ядерных ракет. Вместе с тем, на
переходный период социалистическое и коммунистическое сообщество должно быть
надежно защищено от соблазна ястребов капиталистического общества не дать
реализоваться формационному переходу.
Оно будет
побеждать идейно и за счет экономических формационных преимуществ, общей
гармонизации социальных отношений и преодоления национальных проблем.
Экономические
развитые капиталистические общества будут вынуждены включиться в гонку «гуманизации» и
гармонизации своих отношений и социализируются самостоятельно под влиянием
внешних положительных примеров.
Вместо
либерального идеала конкуренции идеалом коммунистического общества станет
кооперация.
Постепенно
вся планета будет превращена в планету-сад с сохранением и расширением уголков
«дикой природы». Идеалом станет Ноосферное совместное
развитие, соразвитие Общества и Экономики с облагораживанием
окружающей среды, Природы.
Не Общество
будет подчинено Экономике, а Экономика будет служить Обществу.
Сейчас все
большее развитие экономики все больше обостряет конкуренцию между различными
обществами. Социалистическое общество перенаправить эти потенциалы вражды в
русло конструктивного развития и преодоления накопившихся индустриальной
цивилизацией проблем. Это и будет представлять собой отказ от капиталистической
модели поведения при сохранении рынка.
Европейские
стандарты охраны природы будут распространены на весь Мир.
Гуманизм, его
системное осмысление и проникновение во все сферы жизни станет текущей
практикой дня с сохранением культурного и национального разнообразия.
Будет
обеспечено единство исходных общечеловеческих ценностей цивилизованного
общежития в условиях культурного многообразия.
Единство в
многообразии!
Мы не пророки
и не гадалки, поэтому не собираемся предугадывать конкретные черты и воплощения
будущего коммунистического общества.
Коммунизм
решит свои задачи формирования Нового общества, если впитает в себя все лучшее
из идейного и методологического потенциала лучших прогрессивных проявлений
человеческой мысли, в том числе либерализма, социализма, гуманизма и анархизма,
народничества, освободив их от крайностей и наивностей.
Трезвый
взгляд и системный научный подход должны составить основу политической и
организационной методологии социал-демократов.
Только начав
системное переосмысление пережитого различными земными цивилизациями опыта
можно определить пути преодоления многих и многих накопившихся человеческих
ошибок, больших и малых заблуждений и проблем, начать настойчивое и спокойное
продвижение по путям их преодоления, обеспечив прорыв Земной цивилизации в
Будущее, разрешив все назревающие проблемы системного кризиса индустриальной
цивилизации при ее переходе к постиндустриальному развитию.
Социал-демократы
не являются благодушными романтиками и пустыми фантазерами. Именно по этому мы
формулируем четкие и конкретные дальние идейные ориентиры, чтобы они служили
компасами нашего продвижения вперед, не позволяя отказываться от Настоящего
ради Будущего, но и не позволяя отказываться от высокого заоблачного Будущего
ради мелкого тепленького Настоящего.
Все более и
более явно надвигающийся системный кризис индустриального общества требует не
только смены хозяйственной модели поведения, но и создает условия для полного
отказа от конфликтной модели социальных и политических взаимоотношений.
Синица в небе
лучше журавля в небе, но жить надо высоко подняв голову и трезво смотря на
жизнь, а не прятать голову в песок, закрывая глаза на все обостряющиеся
проблемы, ссылаясь на то, что мы люди маленькие и вообще наша хата с краю.
Трезвая,
вдумчивая мудрость, деятельное активное ненасилие должны стать практическим
идеалом социал-демократа как левоцентриста в деле
преобразования нынешнего мира Капитала в будущий мир Социализма и Коммунизма.
Социал-демократы
не просто заявляют о своей приверженности Коммунистическому идеалу, но и
предложить свой проект построения такого общества.
5. Цель – ничто! Движение – всё!
Видя в
классической формуле Бернштейна «ЦЕЛЬ
– НИЧТО! ДВИЖЕНИЕ – ВСЕ!» суть своей политической идеологии
Российская социал-демократия стремится переосмыслить и впитать в себя все
лучшее из идейного опыта других политических течений – гуманизма, либерализма и
анархизма.
Мы
подчеркиваем: «СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЦЕЛЬ!»
Далеко не
каждая дорога идет к храму. И невозможно достичь благородной цели грязными
методами, т.к. именно благими намерениями устлана дорога в Ад. Поэтому не
только цель должна быть благородна, но и путь к ней должен быть предельно
этичным и взвешенным. Иначе грязные средства сделают недосягаемой даже вполне
разумную цель, не приблизят, а только отдалят от неё.
Coциал-демократы
стремятся СДЕЛАТЬ ПОЛИТИКУ – ЭТИЧНОЙ,
ГОСУДАРСТВО – ЧЕСТНЫМ, А ЭКОНОМИКУ – СВОБОДНОЙ.
Если мы хотим
жить в условиях развитой экономики, правового государства, демократического
общества в мирной и великой стране, то должны понять, что и путь к нему
должен быть предельно взвешен и открыт.
Если мы хотим
преобразовать на новых принципах всю земную цивилизацию, то путь к этому должен
быть еще более взвешен и открыт.
У нас нет
права на ошибки.
Путь и
методология должны быть такими, чтобы любой трезвый и честный либерал
почувствовал в себе желание стать в ряды социал-демократов.
Только тогда
нарождающийся Новый Мир Постиндустриального общества сможет победить Старый Мир
Индустриального общества, преодолев однобокости либеральной ортодоксии.
6. Свобода! Справедливость! Солидарность!
Основные
ценности социал-демократии заключены в триедином девизе: СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СОЛИДАРНОСТЬ!
Мы считаем,
что эти ценности осуществимы в полной мере только в единстве. Одна свобода
оборачивается рабской зависимостью человека. Одна лишь справедливость
оборачивается уравниловкой. Одна лишь солидарность оборачивается
обезличиванием.
СВОБОДА
является главным принципом организации и функционирования экономики,
политической системы, духовного развития. Но свобода каждого и ограничивается и
укрепляется свободой другого человека. Мера свободы определяется обществом,
уровнем его экономического, политического и культурного развития.
Свобода
нуждается в поддержке и защите, особенно, если это свобода меньшинства или слабого. Такая
зашита находит себя в СПРАВЕДЛИВОСТИ, которая основывается на равном уважении
прав на свободу и достоинство всех людей. Социал-демократы разделяют идею равенства юридических, политических,
экономических, социальных прав и исходных возможностей людей, равенства
в пользовании благами свободы и справедливости. Равенство возможностей —
гарантия социальной мобильности в обществе, открытость перспектив развития для
каждого конкретного человека.
Жизнь
человека подчиняется не одним лишь правовым, но и нравственным нормам, не
одному лишь Закону, но и Совести. Общество, как сложная система взаимодействия
различных интересов, не может бить только полем их борьбы. Тот, кто попал в
беду, должен иметь возможность опереться на плечи окружающих его людей.
Люди должны
помогать друг другу, исходя из общечеловеческой СОЛИДАРНОСТИ, которую нельзя
достигнуть по принуждению. Мы сможем жить свободными и равными в гуманном
обществе, только если будем помогать друг другу. Без солидарности не может быть
достигнуто возрождение России.
Социал-демократы
осуждают принесение свободы в жертву идее тотального равенства, проповедуемого
коммунистами. Всеобщая унификация ведет к отчуждению человека, ужесточению
контроля, неизбежно расслаивает общество на всевластных правителей и бесправных
подданных, в конечном счете, уничтожая вместе со свободой и равенство.
Признавая
индивидуальное и имущественное неравенство, социал-демократы отвергают апологию
социального неравенства, отстаиваемую неоконсерватизмом, ведущую к разделению
общества на свободных и несвободных.
Социал-демократы
не приемлют пренебрежения принципами справедливости и солидарности во имя
свободы, допускаемого либерализмом. Несправедливость, рознь, эгоизм, как
доказано историей, являются постоянной угрозой свободе.
Мы
подчеркиваем органическое родство ряда социальных и либеральных ценностей,
которые противопоставляются в массовом сознании.
7. Мы левоцентристы
Есть правые,
есть левые. Правые говорят, что они за свободу. Но неограниченная свобода
оборачивается лишь «Свободой слова от дела, дела от совести, а совести от
угрызения». Левые выступают за равенство, которое часто оборачивается
равенством в бедности и бесправии.
Мы левоцентристы! Мы за
свободу при соблюдении справедливости, отстаиваем интересы народа, его нижних и
средних слоев. Мы за соблюдение баланса интересов труда и капитала, за
выстраивание системы поиска социального компромисса.
Мы считаем
необходимым ограничивать всевластие капитала, но выступаем против его
подавления.
Мы выступаем
за последовательное поднятие уровня благосостояния народа, которое будет
стимулировать развитие производительных сил.
Есть
анархисты, а есть этатисты. Анархисты, зачастую вместе с либералами, не
признают ценности государства, призывают к его фактической ликвидации. Этатисты
призывают к гипертрофированному поклонению интересам государства, что приводит
к пренебрежению частными жизнями ради государственных интересов.
Мы государственники и признаем
значимость государства в налаживании нормальной жизни и решении общественно
значимых проблем.
Рынка – сколько возможно! Государства –
сколько необходимо!
Государство и
госкорпорации могут и должны быть поставлены под контроль парламента и служить
интересам народа, а не его отдельным представителям.
Есть
урапатриоты, а есть западники. Урапатриотизм оборачивается шовинизмом,
покрывательством и воспитанием своих негодяев. Пролиберальное и проевропейское
западничество породило антисоветизм, который превратился в антирусизм и русофобию,
ненависть к своей стране.
Мы патриоты-интернационалисты. Мы любим и
уважаем свою страну, делаем все возможное, чтобы жизнь в ней стала лучше. Но мы
относимся с уважением и к другим народам, разделяя людей не по языкам и
культурам, а по убеждениям.
8. Мы не радикалы
Мы должны
помнить, что людские недостатки являются гипертрофированными продолжениями их
же достоинств. И даже с добром можно переборщить.
Мы заявляем,
что являемся не только не радикалами, но и являемся последовательными идейными
критиками радикализма.
Радикализм мы
видим, прежде всего, в:
—оторванности
целей от реалий жизни, борьба за которые приобретает, форму агитации и
пропагандистского «протаскивания», беспринципного популизма;
— радикализме
лозунгов и шагов, что приводит к недоучету интересов значительных групп
населения и размежеванию в обществе;
— тактике
простых решений и поиска причин провала, а не своих просчетов;
—
неадекватной реакции на критику, заключающейся в стремлении подавить
противников, а не понять их, учтя их предложения и пожелания.
Радикализм
целей рождает догматизм и неразборчивость в средствах, авантюризм,
безответственности перед историей, политическим подлогам.
Радикализм
все списывает на внешние обстоятельства, ищет причину вне себя, хотя главным
препятствием является он сам, так как не снимает противоречия, а подавляет их
и, тем самым, плодит новые.
Радикализм
граничит с экстремизмом...
Радикализм
рождает доктринерство — слепое, некритичное следование теоретической схеме,
возвышение ее над жизнью, защита «чистоты генеральной линии» от попыток
«ревизионистской» и «оппортунистической» привязки теории к жизни, формирование
слепой веры вождям.
Российский
большевизм был леворадикальным политическим течением, которое ради быстрого
достижения своих целей совершило немало преступлений против своего же народа,
прогресса и идеи социальной справедливости, самого Коммунизма. А начали
большевики свой коммунистический эксперимент с разгона социалистического по
составу и духу учредительного собрания и устранения с политической арены не
только общедемократических, но и социалистических политических партий.
Социал-демократы
намерены вести идейную борьбу не только против левого радикализма, но и против
любого другого: правого, национального, великодержавного или либерального.
9. Последовательные сторонники
парламентской демократии
Социал-демократы
выступают за такую демократию, в условиях которой государственная власть
исходит от народа, а правительство выбирается и ответственно перед
представительно-законодательной ветвью власти и постоянно нуждается в поддержке
и доверии парламента.
В условиях
демократии права меньшинства должны охраняться наряду с правами большинства. В
руках оппозиции должны быть конституционно и законодательно закреплены
контрольные функции.
У правительства,
парламентского большинства и оппозиции различные задачи разного значения, но
все они несут ответственность за государство.
Общеизвестно,
что «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно!» Именно
бесконтрольность порождает вседозволенность и коррупцию. Структура
государственного управления должна быть снабжена системой внутренних сдержек и
противоречий.
Применительно
к России социал-демократы являются сторонниками президентско-парламентской
республики. Российская конституция должна быть скорректирована в сторону
ограничения функций президента и расширения функций парламента.
Премьер-министр
должен выбираться парламентом и формировать кабинет по результатам консультаций
с представителями парламентских политических фракций, нести ответственность
перед парламентом. Только в этом случае многопартийность перестанет быть
формальной.
В настоящее
время в России нарушен один из основополагающих принципов демократии –
отсутствует система внутренних сдержек и противовесов в государственной власти,
а исполнительная ветвь власти перегружена полномочиями при формальности
представительной.
Именно
сложившееся конституционное доминирование президентской ветви власти является
причиной неподконтрольности власти, государственной бюрократии и процветания коррупции
на федеральном, региональном и местном уровнях. Правительство ответственно
только перед президентом, занимается законотворчеством, а парламент только
поддерживает предлагаемые президентом и правительством законы.
Функции
президента должны быть конституционно ограничены надзором за деятельностью
исполнительной ветви власти всех уровней и руководством силовым блоком (армией,
министерством внутренних дел, министерством по чрезвычайным ситуациям).
Взаимодействие
Президента, Правительства и Парламента должны быть направлены на решение
насущных проблем жизнедеятельности и развития Общества.
Правительство
должно быть освобождено от законотворческой деятельности.
Парламент
должен заниматься формулировкой основных направлений политики,
законотворчеством и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной ветви
власти.
Сейчас, когда
исполнительная и законодательная власти находятся в руках одной партии, «Единой
России», появляется уникальная возможность мягкого перехода к более взвешенному
конституционному устройству.
Российские
социал-демократы считают целесообразным развертывание общественной дискуссии об
совершенствовании конституции России и являются сторонниками конституционной
реформы.
Социал-демократы
являются последовательными демократами и будут стремиться в равноправном
состязании с другими демократическими партиями своими гражданскими и
законотворческими инициативами завоевать на свою сторону большинство народа,
чтобы формировать государство и общество в соответствии с основными требованиями
демократического социализма и осуществлять продвижение к нему в условиях
парламентской демократии...
10. Государственно регулируемый социально
ориентированный рынок
Современное
государство постоянно оказывает влияние на экономику своими решениями в области
налогов и финансов, денежной и кредитной системы, своими таможенной, торговой,
социальной политиками и политикой цен, своими заказами, предусматривающими
нуждами общества, а также политикой в области сельского хозяйства и жилищного
строительства. Таким образом, более одной трети социального продукта проходит
через руки государства и формируются с его участием. Поэтому вопрос заключается
не в том, целесообразно ли распоряжение и планирование в экономике, а в том,
кто осуществляет это распоряжение и в чьих интересах оно осуществляется.
От
ответственности за ход экономического процесса государство не может уклониться.
Оно ответственно за дальновидную конъюнктурную политику и должно в основном
ограничиваться методами косвенного воздействия на экономику.
Свобода
выбора для потребителя и свободный выбор места работы – решающие основы
социал-демократической экономической политики, а свободная конкуренция и
свободная предпринимательская инициатива – ее важные элементы.
И конкуренция
и свобода предпринимательства должны быть разумно ограничены законодательством
и направлены на решение проблем общества.
Экономика
элитарного сверхпотребления может и должна быть перестроена на экономику
общественного культурного, научного и экономического соразвития.