О РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Исходя из принципа функционирования государства, его основные
направления деятельности – наука, культура, медицина, производственно
техническая деятельность, право, экономика, само образование и т.д. - должны иметь подпитку высококлассного
школьного образования. От того, насколько грамотным будет выпускник школы,
настолько квалифицированными выйдут из ВУЗа
учёные, врачи, юристы, инженеры и прочие вузовские специальности. Это значит,
что образование в школе является определяющим
будущего России.
С другой стороны, качество школьного образования в свою
очередь определяется качеством его высшего, существующего в каждом из
направлений развития общества. Средние и высшие
ступени образования находятся в полной взаимосвязи развития. Чем грамотнее и
развитее выпускник школы, тем квалифицированнее врач, строитель, учитель,
инженер и т.д. И обратно, чем квалифицированнее преподаватель школы, тем умнее
её выпускник.
Отсюда следует, что образовательный уровень Общества
достигает своей верхней планки не в один день: его развитие происходит
постепенно из года в год. Это значит, что снижая искусственно качество среднего образования, мы
тем самым губим качество своего высшего, достигнутого с таким трудом нашими
предками в последние 70 лет жизни СССР.
Рассмотрим это положение применительно к современной России. То, что реформы образования у
нас необходимы, и в качественном отношении его надо менять в лучшую сторону,
это однозначно. Причин здесь три.
Первая – это непомерно большой рассадник наших
ВУЗов. Их число в сравнении с
количеством в СССР, больше чем
удвоилось, хотя численность населения России стала в два раза меньше. Произошло полное разбалансирование образования на
соответствие научного и производственного потенциала деятельности Общества.
Вторая и главная причина – возможность приобретения образования за деньги.
Это тот случай, когда учёба в ВУЗе
определяется богатством родителей. «Корочка»
просто покупается. Есть деньги – и
диплом у тебя в кармане. Только диплом, но не знания! Именно это основная причина девальвации образования и
именно потому обеспеченные молодые люди менее образованы в смысле их знаний.
Это значит, с позиций сохранения качества образования при
его реформировании именно этот участок высшей школы должен быть подвержен
значительному сокращению.
И третья – повсеместное внедрение вступительного экзамена в ВУЗы в форме ЕГЭ или, что всё равно, игру в «угадайку». Выпускнику, не вдаваясь в логику анализа и
размышления, на задаваемый вопрос достаточно сказать «ДА» или «НЕТ». Уже
только это делает человека ограниченным и не
способным к анализу происходящего как в природе, так и
в общественной жизни.
Анализ разрушительного действия указанных причин
показывает, что, реформирование системы образования в России должно идти по трём направлениям:
1. В направлении существенного сокращения платного
образования. Среди платных ВУЗов должны остаться только те, которые
зарекомендовали себя с положительной стороны качеством знаний выпускаемых высококвалифицированных специалистов.
2. В
усилении качества вступительных экзаменов в форме ЕГЭ через раскрытие знаний
выпускника с учётом выявления аналитических, литературных, математических,
физических и других его способностей.
3. В создании чисто бюджетных ВУЗов, где об оплате обучения и речи быть не
может. Неуклонное повышение уровня знаний студентов этих ВУЗов создаст мощную
конкуренцию государственного с частным, конкуренцию для повышения эффективности
образования в платных учебных заведениях и станет той силой, которая создаст
неуклонный рост качества образования России. Именно это направление реформирования
является определяющим в повышении наукоёмкости
Общества. Оно требует определённых затрат на его развитие, но будущее
процветание России того стоит.
17.12.2012 г.