YII.   ДЕСЯТЬ ЛЕТ РЕФОРМ

 

 

Основная цель преобразований в обществе с позиций социал-демократии – это создание богатой, процветающей, социально защищённой демократической России. Для её реализации тогда, в 1992 году, необходимо было сформулировать основные условия функционирования нового государства.

Первое обязательное условие – обеспечение демократии. Демократии – не в смысле всеобщей вседозволенности, расхлябанности, коррупции и разнузданной преступности, с которыми мы имеем дело все прошедшие 10 лет, а в смысле четкого и строгого исполнения демократических законов. Только в демократическом обществе обеспечиваются свобода и равноправие народа. Только в нем путь развития государства согласовывается с естественными законами природы и оптимален в экологическом смысле.

Второе условие – задание для новой системы соотношения государственного и частного и создание конкурирующих производств. Реформирование общества в 1992 году означало переход от государственно-монополистического СССР к многоукладной экономике с сильной и действенной конкуренцией государственного с частным и частного с частным. Именно конкуренция определяет степень развития и цивилизованности общества, жизненный уровень его народа. Все высокоразвитые государства шли к сегодняшнему действующему в них значению этого показателя со своего начала, когда частное значительно преобладало над государственным и достигали расцвета в случае, когда частное становилось порядка государственного и могло по своему значению конкурировать с государственным.

Аналогично обратная задача стояла в 1992 году перед нами: монополизированному государственному сектору нужно было создать конкуренцию со стороны частного, разумно и цивилизованно, продуманно и грамотно, без резких скачков и развала производства.

Не поняв тогда этого, мы не поняли и сути преобразований и, развивая всеобщий монополизм частного, свели к нулю действие государственного. Как в 1917 году, только полностью уничтожив частное, мы через разруху и голод начали строить государственное, так и в 1992 году, только через всеобщее криминальное разрушение государственного мы создавали частное.

Третье условие – обеспечение социальной защищенности и высокого жизненного уровня народа. В любом обществе вся его деятельность направлена на улучшение жизни каждого человека. Наша задача – стимулировать этот процесс, сделать общество управляемым, экономически эффективным и социально защищенным с правом на:

-         бесплатное качественное образование и здравоохранение с дешёвыми лекарственными средствами;

-         бесплатное жилье для малообеспеченных;

-     высокий интеграционный и культурный уровень в национальном отношении;

-     высокий жизненный уровень.

Наконец, четвертое – сохранение целостности государства, создание и приумножение его богатств. Только в этом случае имеет смысл понятие общества как системы. Развал государства означает неустойчивость функционирования системы, а значит и ее нежизнеспособность.

 

1.       Правительство Гайдара

 

В нашей истории мы были очень близки к социально защищенному государству в 1975 году и если бы Советская система не обладала серьёзнейшими недостатками и в управлении СССР мы добавили бы недостающие элементы многопартийности, конкуренции в экономике и укрупнения планирования производства, мы бы во время остановили почти 20-летнее царствование Брежнева, избежали бы самого старого и дряхлого руководства в мире, гнетущих народ длинных очередей и пустых прилавков магазинов, неразвитости производства и экологической угрозы, застоя экономики в 80-х годах.

От всего этого с приходом в 1992 году Вице-Премьера Правительства Егора Гайдара мы пугливо шарахнулись в резко противоположную сторону и оказались уже не в застойной, а в несколько раз более разоренной и более нищей России.

Предвидя и понимая ситуацию, в которую уверенно опускалась Россия, Курская Областная организация Социал-демократической партии России (СДПР) совместно с левыми силами области, включая и КПРФ, сделали попытку создать инициативную группу по отзыву Президента Ельцина. Был создан Оргкомитет во главе с Виктором Анурьевым (СДПР), Николаем Ивановым (КПРФ) и Юрием Валенеевым (КПРФ), назначена дата проведения собрания граждан и место проведения – бывший Дом политпросвета, что находится на улице Ленина. Собрание считалось правомочным, если на нем присутствовало бы 300 человек. Но, к нашему превеликому огорчению, активность граждан по причине неверия ни во что уже на тот момент упала до предела и нас пришли поддержать всего 250 человек. Не хватило 50 голосов и мероприятие сорвалось.

По прошествии первого года «шоковой терапии», к началу 1993 года возникла парадоксальная ситуация: с одной стороны практически все предприятия – монополисты, с другой – делай что хочешь, делай за что хочешь, делай как хочешь. Ни одно государство мира не находилось в условиях России 1917 –1989 годов и не опускалось в такую жесткую пропасть монополизма. Цены подскочили запредельно, спрос на продукцию упал, сбыт прекратился, доходы от производства исчезли. Произошло затоваривание и заработал бартер. Единственным источником доходов для формирования бюджета государства осталась продажа на экспорт сырьевых ресурсов и та, приватизированная абрамовичами, ходарковскими, черномырдинами и прочими гусинскими, составляла мизерную долю того, что зарабатывали сами олигархи и переводили на свои счета в зарубежные банки.

В итоге, с одной стороны – за счет низкой покупательной способности населения мы получили насыщенный импортными товарами рынок, а с другой – от дикой государственно-монополистической системы перешли к такому же дико монополизированному и криминальному капиталистическому обществу с отсутствием малейшей конкуренции, с наличием гиперинфляционных процессов и огромных долларовых долгов в экономике, с растранжириванием сырьевых ресурсов и отсутствием малейших рычагов социальной защиты. Нищета основной массы населения и высокая смертность, нечистоплотное обогащение, воровство и преступность стали нормой жизни и причиной противостояния Парламента и Президента, причиной событий 1993 года – расстрела пушками Парламента с народными избранниками.

Непонимание этого и неприятие действенных мер по изменению ситуации вплоть до 2000 года наводила на мысль, что в России или отсутствовал качественный мозговой аппарат управления государством, что маловероятно, ибо при Президенте  имеется Академия Государственной службы, профессорский состав которой мыслит такими же категориями, какими мыслим и мы, или над руководством России давлеет прессинг лиц и государств, заинтересованных в существовании слабой и неразвитой России. Дилемма – или в угоду Запада и США продолжить деструктивный курс обнищания общества, или изменить направленность курса реформ в сторону созидания и лицом к народу - к сожалению, до 2000 года разрешалась не на пользу России.

В целом, трагический Октябрь 1993 года хотя и поразил нас азартной жестокостью расправы, но как потом позже выяснится, через избрание нового состава Думы и полное прощение всех участников события поднял престиж демократии в России на недосягаемую для однопартийной системы высоту. После этого события демократия и её составные элементы – многопартийность и рыночные отношения укрепились и вошли в нашу повседневную обыденную жизнь.

С другой стороны, только нежелание гражданской войны, нежелание втянуть Россию в очередное братоубийство остановило народ от решительных действий на стороне парламента. Молча приняв и пережив несправедливость расстрела Парламентской власти властью Президентской, он полностью и окончательно разуверился в политике и Ельцина, и его окружения.

 

                     2. Правительство Черномырдина

 

Период после Октябрьских событий – период новых ельцинских «реформ». В начале 1993 года, в предверии мартовского референдума «нет, да, да, да» и естественного нарастания противостояния между Парламентом и Президентом, когда октябрьские события уже становились неизбежностью, Гайдара на посту Председателя Правительства сменяет олигарх Виктор Черномырдин.

Однако и новое Правительство ничего не предпринимает для создания параллельных производств или конкуренции.

Отсутствие цели в процессе приватизации предприятий, продажа их только ради выручки хоть каких-то средств для мизерного пополнения бюджета, а не для создания основного двигателя производства – конкуренции, способствовало и продолжает способствовать не устранению создавшейся ситуации, а ещё большему  усилению монополизма и развала экономики.

К началу 1994 года мы заимели полностью неуправляемый дико монополистический государственный сектор с беспредельно ускоряющимся процессом распада  и развала производства и молодой, вновь созданный в лице акционерных обществ такой же монополистический частный сектор. Эти действия если и можно назвать реформами, то лишь только по радикальному развалу старой системы без малейших признаков преобразований по созданию нового государства, хотя в нормальной перенастраиваемой системе развал и созидание должны компенсировать друг друга и ни в коем случае не носить однобоко разрушительного характера.

В результате таких «реформ», как и ожидалось, произошло обнищание основной массы населения и за счет снижения её покупательной способности наполнились товарами прилавки магазинов. Казалось бы, Правительство, займись развитием собственного производства и восстанови нормальную жизнь простого народа! Нет, Черномырдин все последующие пять лет бездействовал и боялся: а вдруг он проявит самостоятельность в мышлении и действиях и его поссорят с Президентом. Вместе с Ельциным он продолжил царствование Брежнева, но уже в совсем других обстоятельствах, и своим неучастием в управлении обществом отбросил жизненный потенциал государства на десятки лет назад к уровню послевоенных 50-х годов, ликвидировал полностью «средний слой» производителя и вплотную приблизил Россию к развалу. Все тот же, но уже на катастрофически низком уровне, застой производства превратил нас в позорно сырьевой придаток развитых государств. В этот период мы вынуждены были с протянутой рукой выклянчивать кредиты у Международного Валютного Фонда (МВФ).

Брошенная на произвол приватизации, воровства и разорения, Россия за годы президенства Ельцина из мощного, индустриально развитого государства постепенно опускалась до уровня слаборазвитых стран.

А в средствах массовой информации только и разговору было, что о проведении реформ и государственник Черномырдин их остановит или затормозит. К сожалению, он не сделал ни то и ни другое, все шло самотеком без какого-либо вмешательства Правительства в производственный процесс и в процесс становления экономики государства, поскольку под словом «реформы» и Ельцин, и Черномырдин понимали своё.

Конечно же, то, что реформы были нужны России – понятно всем: систему государственного монополизма нужно было перестроить так, чтобы в ней на полную силу заработала конкуренция. Непонимание было лишь в том, какими темпами и как квалифицированно искусственно её создать. От этого зависит уровень нашей жизни сейчас, от этого будет зависеть и уровень жизни поколений будущей России. Можно привести немало примеров стран, в частности в Латинской Америке, где вся их история построена на развитии рыночных отношений, а уровень жизни и сейчас оставляет желать лучшего.

Во всех нормальных высокоразвитых государствах реформы проводились только с учетом специфики внутренних условий функционирования их экономики с одной общей целью – повышение уровня жизни простого народа. Ельцин же решил проблему реформ с точностью до наоборот: обещая положить голову на рельсы в случае снижения жизненного уровня народа, он с подачи МВФ создал  уникальную в мире ситуацию, когда люди работают, а зарплаты и пенсии не выплачиваются месяцами. К 1996 году уровень жизни в России снизился в 5 раз, но Президент о рельсах и не подумал. Прекрасно здравствуя, заняв у МВФ очередную порцию валюты, выдал перед своими вторыми выборами задолженности по зарплате и с помощью поддержки все тех же шахтеров, спокойно переизбрался на второй срок. И Россия, при нашем российском менталитете исполнения предвыборных обещаний, предвыборной «честности» и «порядочности», опускаясь в уровне жизни ещё ниже, вместо «головы Президента на рельсах» получила потом, несколько позже, «рельсовую войну» все тех же шахтеров.

Дважды обманутый таким образом простой народ получил по заслугам. Думая только о сиюминутной выгоде от законно причитающихся выплат зарплат и пенсий и получив свои заработанные рубли, не задумываясь о будущем и полностью отстраняясь от внутренней политики России хотя бы на ближайшие несколько лет, зная о неспособности Ельцина умно и грамотно управлять государством и полностью  пренебрегая бесформенной и бессвязной политической концепцией жизни государства в прошедшие четыре года, шахтеры, сами о том не подозревая, проголосовали на президентских выборах 1996 года за повторение задержек своих зарплат и за дальнейшее обнищание России, за её банкротство как государства и за её превращение в сырьевой придаток стран кредиторов.

И только когда все собственное производство оказалось в полнейшем завале, когда, по меньшей мере, треть бюджета стала уходить на платежи по ранее взятым кредитам, когда доходную часть бюджета не из чего стало брать, а, значит, и не из чего выплачивать зарплаты и пенсии, Ельцин вдруг согласился на замену Председателя Правительства и на проведение требуемых реформ по оздоровлению экономики.

 

            3.  Правительства Кириенко, Примакова, Степашина и Путина

 

О том, насколько экономический уровень развития государства зависит от индивидуальных способностей Президента, говорит простой пример сравнения уровня жизни в России и в соседней Белоруссии, не имеющей запасов сырьевых разработок нефти и газа, которыми  мы с избытком располагаем. По данным на 19.10.98 года практически при одинаковой величине пенсии (300 руб.) и величине зарплаты (500 - 700 руб.) мы имели:

 

п/п

Наименование товара,

              Услуг

    Россия

Белоруссия

1.

Масло сливочное

      32 руб.

  11 руб.

2.

Бензин

1руб. 70 коп.

1руб.20 коп.

3.

Водка

      20 руб.

   9 руб.

4.

Стоимость оплаты

2-х комнатной квартиры

     120 руб.

  30 руб

 

и т.д. при продолжении регулярного строительства в Белоруссии бесплатного жилья.

И вот наконец  в июне 1997 года Черномырдина на посту Премьера сменяет Сергей Кириенко, грамотный, хорошо образованный политик. Долги России на тот момент МВФ были таковы, что уже всерьез делались попытки рассматривать варианты введения внешнего управления Россией – или что то же самое – варианты развала России или варианты колонизации. Мы по-прежнему выпрашивали кредиты, кредиты разворовывались теми, кто их просил, а долги оставались за Россией.

Выправляя ситуацию, Кириенко в августе 1997 года снова в 3 раза девальвирует рубль и мы опять в который раз ещё в 3 раза становимся беднее, чем были до августа.

В процессе дальнейшего попрошайничества у МВФ очередной порции долларов наш бывший Министр финансов Михаил Касьянов как-то уверенно произнес: «Тупиковых ситуаций в экономике не бывает». Горько признавать, но это выражение справедливо только для России и российского министра, где уже много лет экономика валится, производство продукции и жизненный уровень населения снижаются в геометрической прогрессии с все увеличивающейся разностью прогрессии, а тупиковой ситуации все нет и нет. Медицина, образование, культура, армия и все основные составляющие общества еле живы, а тупиковой ситуации для российского министра нет. В другом государстве постоянный развал экономики властными структурами было бы представлено катастрофой и Правительству гарантирован как минимум немедленный уход в отставку – у нас это норма жизни. Норма жизни – с одной стороны – экспортировать нефть и газ за рубеж, разбазаривая своё бесценное богатство и оставляя ежегодно на частных вкладах зарубежных банков 80 млрд. долларов (при полном российском бюджете в 1998 году 25  млрд. долларов.), валя собственную экономику, инвестируя и развивая зарубежное производство.

С другой – стоя на коленях с протянутой рукой просить кредит только для того, чтобы отдать тому же МВФ ранее взятую задолженность. И так из года в год.  Набивая себе цену, МВФ выдвигает жесткие условия их выдачи, одним из пунктов которых – повышение цен на бензин (что означает очередное повышение цен и включение очередного витка инфляции). Правительству России и нашим «реформаторам» ничего не остается, как сдаться на милость зарубежных хозяев и соглашаться с их условиями.

В итоге – раскручивалось всеобщее повышение цен и дальнейшее наше обнищание. Кредит выпрашивался на сумму в 4 млрд. долларов, экономика России за счет инфляции при выполнении их условий теряла все 30 млрд.

В сложившейся ситуации была сделана попытка спасти положение через вступление в Парижский Клуб для списания наших долгов другим странам и возврата нам долгов бывшего СССР. Вступили, нам долги, конечно же, не вернули, но списали долги слаборазвитых стран, которые были должны нам.

И так из года в год с помощью наших «партнеров» мы бюджет своего родного государства опустили с 450 млрд. руб. до 25 млрд., сделали небоеспособными вооруженные силы, развалили все, что для нормального государства разваливать категорически запрещено.

В дополнение, все это происходит в условиях оболванивания простого зрителя, читателя и слушателя. Основной источник информации конца XX века – телевидение – перешло полностью под контроль олигархов, заинтересованных в личном обогащении, а значит, и в откачке сырьевых ресурсов и безразличных к России как к государству. На экранах телевизоров мелькали одни и те же политические обозреватели – пашковы, доренки и сванидзы – все те, кому безразлична целостность Государства Российского, кто поддерживает белорусскую оппозицию и травит Александра Лукашенко, кто против любого Союза России, кому не нужно богатство Отечества и кто, как сказал Доренко, «честно отрабатывает свою хорошо оплачиваемую Березовским зарплату» во имя защиты коррумпированной элиты, во имя их капиталов в зарубежных банках.  

С подачи СМИ в мозги народа постоянно и настойчиво втирался образ русского человека «Петровича» – образ наследников Петра I, всех тех русских, кому Петр доверил и оставил Россию. Это или пьяница и дурак из «Джентльмен Шоу», или тугодум в лице страшного гориллы из «Русской серии». Сто сорока миллионный российский народ спокойно и без задней мысли заглатывает эту одностороннюю трескотню и, как результат, после очередных выборов мы получаем очередное бездарное руководство, криминал в обществе и нищую Россию.

Капитал к 2000 году настолько приватизировал СМИ, что об отмывании криминала 26 виднейших лиц государства в специально созданном для этого отделении банка США «Bank of  New York» мы узнавали из СМИ Италии и США, но не из СМИ России.

Именно СМИ – четвертая власть с постоянным упорством порочила со всех сторон деятельность одной из ветвей власти – Государственную Думу. На телеэкранах появлялись программы, где на суд зрителя выносились такие вопросы, как нужна или не нужна Госдума, нужны или не нужны фракции, партии и объединения. Этим ставилось под сомнение завоевание первой буржуазно-демократической революции 1905 года, когда царь Николай II под давлением народа вынужден был поделиться властью и пошел на демократизацию общества в форме избрания и функционирования Государственной Думы. Можно совершенствовать форму избрания депутатов и форму деятельности Госдумы в целом и в лучшую сторону, но нельзя выставлять сомнения общепризнанным во всем мире нормам демократии.

Запустив непопулярную трехкратную инфляцию августа 1997 года, Кириенко ушел с должности Премьер Министра. Действующие после него правительства совершенно разных по политическим взглядам личностей - Евгения Примакова, Сергея Степашина и Владимира Путина, но подчиняющихся одному и тому же Президенту Ельцину, сменяя друг друга через каждые полгода, ситуацию не исправили.

Сделанные ранее при Примакове нужные шаги по уменьшению налогов и в сдерживании роста цен на продукцию монополистов, в направлении развития собственного производства к 2000 году медленно, но уверенно гасились инфляцией рубля и очередным повышением цен на железнодорожные перевозки, повышением акцизов на спиртное и все продолжающейся бесконтрольностью в деятельности банковской системы. Хотя именно банковская система и есть тот кошелек Правительства, из которого должны браться деньги и на зарплаты, и на пенсии, и на оборону, и на развитие производства, и на все остальное. И если этот кошель с дыркой, то складывая в него трудом всей России добытый капитал, мы таким образом финансируем не свое собственное благополучие, а обогащение отдельных лиц, а может быть и других государств.

Рассмотрим более подробно. Банковская система России – это совокупность деятельности Центробанка и множества коммерческих банков. В Центробанке хранятся и отпечатанная очередная порция рублей, и валюта. Поскольку процент, с которым работает Центробанк со своими вкладчиками, как правило, в несколько раз ниже процентов коммерческих банков, то, выданные населению в форме зарплат, пенсий и других выплат деньги в большинстве своем вкладывается в коммерческие банки для получения больших процентов. Рублевая масса Центробанка, уменьшаясь с каждым месяцем, перекачивается в коммерческие банки, где и накапливается до избыточных размеров. Через несколько месяцев такой откачки средств Центробанк финансово опустошается. Происходит задержка выплат, хотя в коммерческих банках – рублей переизбыток.

Ввиду слабости производства и вообще инвестиционной политики рублевая масса коммерческих банков  вкладывается не в развитие производства и его инфраструктуры, а в покупку более стабильной долларовой или евро валюты. Следовательно, и валюта из-за существенной разницы процентов из сейфов Центробанка через биржевые торги постепенно в обмен на обесценивающие рубли перекочевывает в сейфы коммерческих банков, превращаясь в собственность частных лиц.

Коммерческая составляющая банковской системы России, словно чудовищный монстр, за сравнительно короткий промежуток времени перерабатывает государственный кредитный заем от МВФ через свои неограниченные миллионные зарплаты, премии, дивиденды и прочие начисления в свои частные капиталы с размещением их для надежности в иностранных банках. Приходится только удивляться той быстроте, с какой происходило превращение очередной порции кредита или вновь отпечатанных денег из государственного кармана в частный с перекачкой его за рубеж.

Таким образом, наполненная через кредит или через включение печатного станка и без того пустая казна опустошалась до дна и ещё раз вовлекала нас в очередной виток инфляции. Так и происходила откачка нашего заработанного, вынуждая всю Россию работать вхолостую. Так и получалось, что в руки воротил коммерческих банков неуправляемо со стороны Президента и Правительства переходила национальная безопасность России.

Сама собой напрашивалась необходимость взятия со стороны Правительства под контроль функционирование банковской системы и ввода применительно к ней налогового регулирования так, чтобы проценты вкладов в коммерческих банках стали равны или меньше процентов Центробанка и никогда их не превышали. Однако, сделать это было не просто, поскольку клиентами и вкладчиками коммерческих банков  в погоне за большими процентными доходами  стала практически вся верховная власть государства от депутатов Госдумы до членов Правительства.

Ко всему этому можно добавить болезнь Ельцина, его «работу на дому» и извращение цели экономических преобразований в сторону своего обогащения, в сторону наживы. Появилось такое понятие как «семья».

Результатом попустительства и хаоса стал курс оголтелого беспредела обогащения с поощрением воровства, криминала и преступности в любой форме, порождая с одной стороны коррупцию, взяточничество и заказные убийства, с другой – беспредел в увеличении численности и оснащении милиции. К 1999 году численность милиции достигла порядка 5 млн. человек, армии – 1,2 человек или в 4 раза меньше. Назначение армии – справедливая необходимость защиты  народа России от внешнего нашествия, назначение милиции – в ее таком виде и количестве – защитить бездарность руководства России от внутренних волнений своего же народа за улучшение жизни.

 

На первую стр.

         На главную стр.

 

 

Hosted by uCoz