IX. ВНУТРИРОССИЙСКАЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ
В 1992 году мы скачком вошли в рынок, грубо и резко, по
нашему, по российскому. Как выразился Черномырдин
- «хотели как лучше, а получилось как
всегда». Результатом такого скачка мы имели к концу 1993 года неустойчивое
в политическом и бедное в экономическом отношении государство, в котором
появилось только два слоя населения, два класса: класс богатых – 10%, класс
бедноты – 90% и полное отсутствие среднего зажиточного слоя.
Бесконтрольный российский
монополизм на первичные основы общественного производства – энергоресурсы
(нефть, бензин, электричество, уголь, газ и т.д.), железная дорога и связь
сделал своё чёрное дело: промышленное производство остановилось. Каждый из нас
на себе ощутил действие монополиста. Он,
в условиях отсутствия конкуренции, для улучшения своего и без того хорошего
финансового положения, диктовал повышение цен, как того хотел сам: в связи, например,
в 1993 году междугородние разговоры со стоимости 2,4 тыс. руб. за одну минуту
увеличивались сразу до 6 тыс. руб. – больше чем в 2 раза, абонентная плата за
телефон с 7,5 тыс. руб. увеличилась до 15 тыс. руб. – тоже в 2 раза и тоже за
счет снижения жизненного уровня абонентов.
Аналогичная ситуация обстояла
в авиации и на железнодорожном транспорте. Здесь бесконтрольность в повышении
тарифов к 1994 году оголили аэропорты и железную дорогу: перевозки просто стали
не по карману ни простому пассажиру, ни производителю. В итоге, аэропорты некоторых
регионов (в частности, Курского) исчезли совсем, а сокращенные до предела
железнодорожные пассажирские составы курсировали пустыми по своим маршрутам в
убыток России. И это потому, что администрация монополистов не хотели понимать,
что одним повышением цен на услуги транспорта проблему улучшения ситуации в
гражданской авиации или на железной дороге решить нельзя.
Добавим
к этому игру Ельцина в поддавки с националистами отдельных регионов и его
реплику «берите суверенитета, сколько хотите», приведшая к неравенству регионов. Если Татария, Якутия, Башкирия
отчисляли в федеральный бюджет по 10%, то все остальные по 45%.
Более того, Москве и Петербургу, как столичным
городам, регулярно дотировались огромные денежные средства на их развитие и
благоустройство. Это, и то, что Москва к 1993 году, ввиду концентрации в ней
министерств и ведомств всего Союза стала перевалочным центром купцов, складским
помещением России, разделило Россию на «зажиточный пояс» и «красный пояс».
Средняя зарплата в «зажиточном поясе», например, в Москве, в ценах тех лет
составляла порядка 700 тыс. руб., в «красном поясе» при почти одинаковой
стоимости прожиточной корзины в 200 тыс. руб. – 300 тыс. руб.. Это означает,
что жизненный уровень региона «красного
пояса» в два раза был и сейчас остается ниже жизненного уровня в Москве.
В
Курске, в дополнение к ранее представленным Донченко и Куренинову на тот
момент, в 1992 году на должность Главы Администрации области пришел заместитель
Александра Селезнева – Василий Шутеев
– такой же исполнительный воспитанник КПСС, как и Черномырдин. Его
порядочность, непротивление власти, непонимание перемен и незнание что делать и
с чего начать при совершенной бездеятельности верховной власти в лице Ельцина –
Черномырдина привели к тому, что производство в области практически полностью
заморозилось, посевы сахарной свеклы – одной из основной культуры, дающей доход
в селе, уменьшилось в 5 раз. Исчезло полностью животноводство, еле дыша лежал
на боку Михайловский ГОК – одно из основных бюджетообразующих предприятий
области.
Колхозные поля зарастали бурьяном, все
где-то и как-то работали, но ни зарплату в 20 руб. времен СССР, ни ещё меньшую
пенсию в 9 тех же рублей не получали месяцами. Не жили, а существовали.
Никакой
политики по созиданию в производстве области, только разрушение, штопанье дыр и
куда выведет – характеристика одной фразой 4-летнего пребывания Шутеева на
посту Главы Администрации области.
И потому, когда на губернаторских выборах
1996 года в числе кандидатов появился Владимир
Руцкой – энергичный, молодой летчик, побывавший в верховной власти и
обращавшийся с ней на «ты», имевший «11 чемоданов компромата» и, возглавивший
события октября 1993 года в Белом Доме России, куряне снова, как и в июне 1991
года, поверили ему и избрали без какой бы то ни было агитации в течении трех
дней после регистрации в избирательной комиссии, вопреки воли областной и
федеральной власти. Это еще один пример того, что мы действительно стали
демократическим государством, ибо произошло это в самый пик президентства
Ельцина – ярого политического противника Руцкого последних пяти лет.
Социал-демократы области в меру своих
возможностей также способствовали его приходу. В канун выборов, на встрече в
одном из помещений общежития «Швея», где присутствовали Виктор Анурьев (СДПР), Валерий Саенко (РДДД), Юрий Русанов (Движение
Лебедя), Александр Находкин (партия Брынцалова) и Александр Руцкой, были достигнуты договоренности о его
поддержке и о соответствующем выделении
портфелей в Администрации области. Естественно, никаких письменных
обязательств, просто поверили в порядочность и честь офицера. Дополнительно,
несколько позже, ещё на одной из встреч была предложена ему, как будущему
губернатору, Программа действий социал-демократов на
1996 – 2000 годы по выводу области из тупика, в котором она оказалась.
Руцкой
Программу принял и, став Губернатором, выполнил практически все её пункты, в
том числе:
-
срочное переизбрание Областной Думы
(декабрь 1996 год);
-
создание машино-тракторных станций для
узаконенного технического обеспечения и поддержки на селе малого
предпринимательства - фермерства;
-
принятие к действию программы по
молодежной политике в направлении омоложения деревни, в том числе –
предоставление льготных кредитов для постройки жилья в деревне всем, кто
пожелает выехать туда работать;
-
снижение стоимости путевок для
обеспечения доступности отдыха низкооплачиваемому населению в пионерских
лагерях и домах отдыха Курской области.
В первое же лето 1997 года на полную
силу заработали пионерские лагеря и тысячи детей смогли ощутить на себе
мгновения нашей беззаботной молодости, во всех районах области заработали МТС,
принята программа по омоложению деревни ( относительно её внедрения в жизнь
можно поставить знак вопроса).
Руцкой обращает внимание на
Михайловский ГОК и запускает в работу на пользу области. Постепенно вставали на
ноги другие бюджетообразующие предприятия, а такое предприятие, как ОАО
«Электроагрегат» уже готовилось к выпуску своего Курского автобуса. Энергия
Руцкого передавалась всем, кто с ним работал и область постепенно начала
выправлять положение.
Однако,
одного невыполненного пункта наших совместных
с другими партиями и объединениями – предоставление социал-демократам
портфелей в Администрации области хватило, чтобы вместо продолжения социальных
реформ все дальнейшее внимание
Губернатора было сосредоточено на строительстве монументальных сооружений
(монумент Курской битвы, памятники Пушкину и Невскому, мосты в Рыльске).
«Золотого» моста у Рыльского сахзавода, о необходимости которого через
английские инвестиции он так азартно доказывал курянам в Драмтеатре Курска ещё
будучи Вице-Президентом, к огорчению всех нас, он так и не построил. Там, в
связи с износом старого моста путь доставки свеклы из соседних к сахзаводу
плантаций зареченских хозяйств удлиняется на
Конечно
же, монументы, памятники и городские мосты – это красиво, но было бы ещё
красивее и лучше, если бы значительная часть этих средств пошла на пользу дела,
в том числе и на улучшение жизни курян. А здесь мы, как и раньше, оставались
рядовой провинцией с низкой заработной платой учителей, врачей, работников
культуры, с низкими пенсиями и стипендиями, с низким уровнем жизни работников
предприятий области, с постоянной задолженностью по детским пособиям, с
регулярным повышением цены на хлеб и с хаосом в системе местного
самоуправления.
Как
результат, хотя Курская область по размерам значительно превышает Белгородскую,
а в бюджете на 2000 год её доходы в полтора раза превышали доходы Белгородской
области, социальные расходы их по своим размерам были строго обратны:
№ п/п |
Показатель |
Белгородская область |
Курская область |
1. 2. 3. 4. |
Здравоохранение Образование Культура Строительство жилья |
300 млн. руб. 193 млн. руб. 44 млн. руб. 785 тыс. кв. м. |
261 млн. руб. 127 млн. руб. 25 млн. руб. 225 тыс. кв. м. |
Кроме того, расходы на содержание
исполнительной власти в Белгородской области составляли всего 78 млн. руб., в
Курской – 286 млн. руб. или на 58 млн. руб. Больше, чем на образование,
культуру, социальную и молодежную политику вместе взятые. И это при сумме долга
Курской области в 2 млрд. руб. Практически по всем социальным показателям
расхода бюджета наша область намного уступала Белгородской.
Налицо
были недоработки в производстве сельскохозяйственной продукции, в отсутствии
малейших положительных реформ бывших колхозов и нынешних агрофирм. Их величие и
громоздкость (одна агрофирма занимает площадь порядка 5 тыс. гектар)
способствует выводу из оборота области сотен тысяч гектар пригодной к обработке
земли, потерей тысяч рабочих мест и тысяч тонн продукции.
Вновь вводимые в эти годы птицефабрики и
свинофермы создавались также по принципу гигантомании. В поселке Калиновка
Хомутовского района на базе бывших двух больших свинокомплексов к 2000 году
создавался один, ещё более мощный. Вместо возрождения села налицо потеря
рабочих мест, налицо дальнейшее ухудшение социальной обстановки.
Отказ от какого либо сотрудничества с нами
и от принадлежности к какой-либо партии, в том числе и к «Державе» и
невозможность для Председателя политической организации попасть на прием к Губернатору
создали ситуацию полного отсутствия контакта с народом, а значит и полного
отсутствия информационных потоков власть – народ и обратно. Постепенно он вошел
в азарт безнаказанности и бесправия, появились уголовные дела на всех его
заместителей, в том числе на Конончука, Бунчука и пр.
Не обошел стороной и Областную организацию
СДПР: при изъятии у нее помещения Секретариата под служебные офисы с ведома
Администрации была взломана дверь и все её имущество на сумму 32 тыс. руб. в ценах
1986 года было разворовано. Наши обращения в Прокуратуру (Ткачев), в милицию
(Волков), в Арбитражный Суд (Золотарев) результата не дали. Все эти органы на
тот момент, к сожалению, были под властью и неработоспособны. Это сейчас Ткачев
широкий - получив портфель Заместителя Губернатора, исписал все полосы всех
номеров «Курской правды» своим неуклюжим юмором и уже надоевшими и никем не
читаемыми бессмыслицами.
Возвращаясь к Руцкому, добавлю, что когда
пришла пора предвыборной кампании 2000 года, он в нарушение «Закона о выборах»
по причине уверенности в своей недосягаемости взлетел так, что не соизволил
даже уйти в отпуск для проведения агитационной деятельности. И пролетел.
2. Губернатор Михайлов
Выборы
2000 года Руцкой проиграл и к руководству областью снова пришел коммунист, но
теперь уже бывший Первый Секретарь Щигровского райкома КПСС Александр Михайлов.
Голосуя
за Михайлова, Курский избиратель с одной стороны – выразил свой протест
высокомерию, непорядочности и воровству в команде Руцкого, с другой – поверил
извечным обещаниям коммунистов о светлом будущем, о построении коммунизма в
отдельно взятой области.
Как
показали прошедшие уже три года, к нашему превеликому огорчению, произошло всё
с точностью до наоборот: та искра развития, исходившая от деятельности Руцкого,
была погашена, а взамен – новым Губернатором Михайловым ничего не предложено. В больницах по-прежнему ободранные стены,
на полах – обшарпанный и рваный линолеум, а очереди в кабинеты на приём к
врачам, для примера к хирургу, таковы, что простояв в ней 5 – 7 часов, можно уйти ни с чем. И поскольку
продолжительность приёма врачом равна двум часам, то о посещении постоянно
одного врача и речи не может быть. Получается, что осмотр делает один врач, а
наблюдение за лечением осуществляет тот, к кому сможешь попасть на приём. И это
при Губернаторе – коммунисте, основная задача которого – улучшить деятельность
и социальное положение работников здравоохранения, образования и
малообеспеченного населения.
Снова начались перебои в работе
Михайловского ГОКа, залихорадило все бюджетообразующие предприятия Курска,
полностью остановилось «Химволокно». Дополнил эту картину и конфликт Михайлова с мэром Курска Сергеем Мальцевым.
В соответствии с количеством проживающего
в городе населения (численность области – 1.2 млн. человек, города Курска – 500
тыс. человек) при бюджете области на 2003 год в 7.4 млрд. руб. губернская
власть обязана была выделить в бюджет города сумму порядка 3 млрд. руб., ну
минимум 2 млрд. руб. Но, имея своим желанием ограничить полномочия и
возможности мэра Мальцева, как соперника на предстоящих выборах, Михайлов через
Областную Думу выделяет Курску сумму в 3 раза меньшую – 1.2 млрд. руб., причем,
сумма, которой Мальцев может непосредственно распоряжаться – 0.5 млрд. руб. Как
результат, в Курске появились задолженности за электричество, в 2 раза
повысилась плата за коммунальные услуги, из-за отключений электричества стало
обычным делом невыход на маршруты трамваев и троллейбусов, грязь в городе,
разбитые дороги и отключение света в ночные часы на улицах.
На естественное желание мэра Мальцева и
Городского Собрания справедливо возразить Михайлову в предвзятости и неверности
распределения, тот через использование телевидения и других СМИ внушает
слушателям и зрителям, что он защищает бюджеты местных самоуправлений области,
а Мальцев хочет отобрать их средства в пользу города, настраивая тем самым
напрямую жителей области против жителей Курска в вопросе дележа бюджета.
А желание коммуниста Михайлова угодить
властным демократам – Президенту Путину и Премьеру Касьянову, привели к тому,
что в дополнение к сказанному, Управление Курского отделения железной дороги
было ликвидировано, Курская АЭС перешла в подчинение к федеральной власти, все
сахарные заводы области приватизировала Москва, завод «Химволокно» –
приватизировала также Москва, «Счетмаш» – Самара, АПЗ-20 – снова Москва и
процесс ещё продолжается. А это означает, что если до этого передела цена
сахара у нас соответствовала нашей низкой зарплате области и равнялась 8 - 12
руб. за килограмм, то после передела она стала соответствовать высокой
московской зарплате и составлять 24 руб. за килограмм, аналогично с ценой на
все остальное. Зарплата
у нас осталась курской, а цены стали московскими. Москва, Самара и прочие мегаполюсы от таких
приватизаций будут, естественно, богатеть, области, типа Курской - беднеть. Это
и есть монополизация производства, уход от конкуренции к внутрироссийской
глобализации – усилению различий между богатыми и бедными регионами за счет
увеличения сверхбогатства одних и обеднения других. Губернатор Михайлов должен был это
предвидеть и предпринять все возможное для противодействия такой приватизации.
К
сожалению, такая приватизация – уже состоявшийся факт и теперь цены в области
будут определяться российскими мегаполюсами, а сама область все больше
становиться неуправляемой, все больше превращаться в придаток других городов.
Это и есть внутрироссийская глобализация.
Губернатор же Михайлов в этом процессе
через стороннее созерцание и полное непротивление содействует ухудшению жизни
простого народа. Создается впечатление, что коммунист и первое лицо области на подведомственной ему территории
способствует становлению экстремальной ситуации и чем она хуже, тем лучше ему и
тем «эффективнее» его губернаторство.
Дальше больше: желая продлить своё
пребывание в руководстве Курской области на третьем году губернаторства
Михайлов вдруг неожиданно для всех выходит из КПРФ и практически сразу же
вступает в пропрезидентскую партию либеральной направленности «Единая Россия». Этот кульбит Председателя Курского
обкома КПРФ говорит прежде всего о том, что её партийные лидеры давно уже
поняли бесперспективность коммунистической идеи, что существуют они только лишь
как инерционные наследники КПСС – на словах активно поддерживающие тех из
простого народа, кто ещё не разуверился в её деятельности, а на деле полностью
отошедшие от утопической идеологии коммунизма.