II.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Социал-демократия вот уже десятки лет попеременно властвует на
большей части Западной Европы, то уходя в оппозицию, то вновь возвращаясь к
власти всех ее государств, в том числе в Швеции, Греции, Испании, Франции,
Англии, Италии, Германии и т.д.
В России же после событий 1905 –
1 марта 1917 года состоялись выборы в Петроградский Совет, а в
июне 1917 года - выборы в городские и районные советы, выборы на 1-й Съезд
Советов. И здесь везде, как и ранее во все предшествующие годы существования
РСДРП, в руководящих органах всех выборных учреждений в большинстве были
социал-демократы (меньшевики).
Только Октябрьская революция и сопровождающая ее все последующие
годы диктатура одной партии и одного руководителя от Ленина и до Брежнева
отстранили социал-демократов от управления государством. Россия встала на путь
полного огосударствления и всеобъемлющего планирования, на путь построения
коммунизма.
1. Принципы функционирования
социалистического государства
Гениальная по своей
простоте идея искусственно создаваемой системы коммунистического общества,
приверженность ей лидеров революции Ленина и Сталина и руководителей
государства, вплоть до Брежнева позволили до мельчайших подробностей
представить его функционирование и развитие. Оно полностью описывалось законами
политической экономии, диалектического и исторического материализма и
представлялось как обычная сложная система. И, как потом выяснится, настолько
сложная, что к 80-м годам она стала неуправляемой.
Чтобы жить в такой системе, человеку нужно работать: производить
машины, трактора, выращивать хлеб и все прочее. Для этого необходимо свести
план на количество и качество производимого на предприятие, район, область,
республику и Союз. До гениальности просто, если бы общество состояло только из
умных, честных, сознательных и порядочных людей.
И вот здесь, в условиях разнородного конгломерата членов общества,
наличия в нем наряду с умными – неумных, наряду с честными – нечестных, наряду
с работягами и «трудоголиками» - лентяев и лодырей и т.д., поставленные задачи
оказались практически неразрешимыми. Обязательное и неукоснительное обеспечение
принципа равенства социальной справедливости и всеобщей обеспеченности в таком
обществе теряет всякий смысл и задача построения коммунизма с необходимостью
сводится к производству продукции, независимо от того, нужна она обществу или
нет. Производство начинает работать не в режиме необходимости для его
потребления, а в режиме всеобщего планирования с необходимостью обеспечения
работой для нормального уровня социальной поддержки работающих.
Двигателем всего стал план. Не соревнование, не здоровая
конкуренция или состязание, а плановая детализация всего и вся. Планирование,
для примера, производства тракторов на уровне Министерства и Главка заключалось
в подготовке планов не в соответствии с потребностью их в народном хозяйстве
страны, а в количестве тракторов и составляющих их двигателей, болтов, гаек,
шайб и других деталей, обеспечивающем финансирование заводов и проектных
институтов для их безбедного существования.
Поскольку подетальная номенклатура потребительских предметов и
машин в общественной жизни до бесконечности
обширна и многообразна, то требуемый процесс оптимального планирования в
совокупности с оптимальным размещением производства был усложнен настолько, что
к 80-м годам в условиях отсутствия вычислительной техники стал неразрешимой
задачей. Его непонимание породило фиктивное «макулатурное» производство ради
производства, ради обеспечения загрузки заводов и проектных институтов для их
безбедного существования.
План перестал отражать
необходимую потребность производимого и мы постепенно перешли в общество, в
котором книги печатались не для чтения, а для складирования, одежда и обувь
производились не для того, чтобы ее носили люди, а для того, чтобы не сидеть
без работы. Это же распространяется на производство бумаги, ткани, тракторов и
другой техники. Для неконтролируемого по своим масштабам производства бумаги
также неконтролируемо рубили лес, захламляли топляком чистые сибирские реки и
озера. А с увеличением производства в народном хозяйстве требовалось увеличение
энергообеспеченности. Строили новые электростанции, АЭС, перекрывались реки,
гибла рыба. Мы ускоренными темпами приближали экологическую
катастрофу.
Усугубилась ситуация в сельском хозяйстве. Социальная и культурная
обеспеченность в совокупности с комфортностью городской жизни и батрацкий,
почти бесплатный труд колхозника от зари до зари опустошили и состарили
деревню. Практически все молодое и трудоспособное сельское население для
улучшения жизни перекочевало в благоустроенные квартиры городских кварталов -
породив в форме цепной реакции необеспеченность города в наличии
сельскохозяйственной продукции и еще более обострив острые проблемы выращивания культур на селе и
предоставления жилья в городе.
Само наличие плана на производство изделия в условиях отсутствия
состязательности или конкуренции в совокупности со строгостью сроков их
исполнения убрало стимул на качественную добротность производимого. Это в свою
очередь привело к тому, что в 80-е годы мы могли только удивляться информации о
работе зарубежных автоматических линий и станков с числовым программным
управлением, в то время как в Японии, Германии и других странах разработки
практически безлюдных предприятий были реальностью и сдавались под «ключ».
С другой стороны, к 1980 году мы имели почти бесплатные путевки в
дома отдыха, санатории и пионерские лагеря, бесплатное и сравнительно
качественное медицинское обслуживание, всеобщее бесплатное образование,
бесплатное выделение квартир и почти бесплатный транспорт и многое другое. Эта
мощная социальная защита населения требовала огромных финансовых затрат.
Еще больших затрат в условиях постоянной идеологической
конфронтации СССР со странами капитализма требовалось на поддержание
современного технического уровня и потенциала мощи Вооруженных Сил. Все
вместе взятое сделало социально защищенную систему громоздкой, инерционной,
неповоротливой и неуравновешенной конструкцией с устаревшим оборудованием и
технологией и, как следствие, с низким темпом роста производства, с массовым
неконтролируемым перепроизводством и гигантоманией проектов, способствующим безудержному
и бессмысленному разрушению окружающей среды.
По всем теоретическим и
философским законам мы строили равновесную, заведомо вырожденную и неустойчивую
систему, ибо в ней изначально было заложено отсутствие основного механизма
борьбы противоположностей – состязательности или конкуренции.
Только конкуренция могла
избавить нас от излишних отчислений, налогов и взносов на содержание различных
общественных организаций, только она способна отрегулировать такую численность
работающих в производстве, как это необходимо для извлечения из нее максимальной прибыли, наконец, только
она способна так повысить качество выпускаемой продукции и по таким ценам, как
это необходимо для ее более быстрой реализации. Руководство государства,
прекрасно это понимая, попыталось искусственно создать конкуренцию
социалистических предприятий через состязательность составляющих их коллективов
и личностей – соревнование. Средства массовой информации славили победителей
соревнований, руководство награждало их. Появились «стахановцы» и
«коммунистические бригады». Был создан даже гимн коммунистических бригад, но
кроме компанейщины, обществу это ничего не дало.
В целом, плановое и ускоренное
построение коммунистического общества социального равенства и справедливости,
структура и характеристики которого определялись субъективными возможностями
одного человека, хотя бы и гения – лидера партии и общества, бумерангом
породило непреодолимой трудности проблемные задачи, под натиском которых ему и
пришлось прекратить свое существование.
2.
Причины самоликвидации СССР
Сейчас уже определенно можно констатировать, что если бы Советская
система не обладала серьезнейшими недостатками, если бы наука о компьютерах в
50-е годы не была объявлена лженаукой и если бы мы в 70-е годы не стали отставать от других стран в развитии
вычислительной техники на десятки лет, а в управлении СССР мы добавили бы недостающие
элементы многопартийности хотя бы из партий социалистической направленности и
укрупнили планирование производства, мы бы во время остановили почти 20-летнее
царствование Брежнева, не допустили бы застоя в государстве, приведшего к
распаду Союза, избежали бы резкого проявления изъянов той системы, выразившихся
в самом дряхлом в мире руководстве, в гнетущих народ длинных очередях и пустых
прилавках магазинов, в неразвитости производства, застое экономики и
экологической угрозе.
целом:
1.
Именно в стремлении к социальному равенству, в стремлении к
благоустроенной жизни практически все молодое и работоспособное сельское
население не приняло тяжелый от зари до зари и без выходных дней деревенский
труд крестьянина и переехало в город на 8-часовой рабочий день. К началу 80-х годов свыше 70% населения
сосредоточилось в городах. В условиях коммунистических ценностей выращивать
сельскохозяйственные культуры в обществе стало не престижно и некому и
сельскохозяйственное производство медленно, но уверенно сползало вниз.
Неотвратимо возникла неразрешимая угроза полуголодного существования.
2. Огосударствление всего и
вся и подетальное плановое хозяйствование неизбежно порождает с одной
стороны – громоздкую и неразрешимую задачу самого планирования с учетом
бесконечности производимого, с другой – развращает человека обеспеченностью
труда и заработка, лишает общество состязательности и развития. В сравнении с уровнем развития других
обществ на определенном этапе экономический потенциал его неизбежно будет задавлен потенциалом других государств,
лишенных такого недостатка.
3. Стремление к все
улучшающейся социальной обеспеченности в условиях отсутствия конкуренции и
всеобщего планирования порождает ускоренное развитие «макулатурного», ненужного
обществу производства,
необоснованно и неоправданно разрушающего экологическую среду обитания
человека. Производство для производства сокращает полезную деятельность
человека и в свою очередь автоматически снижает, сокращает и давит на
социальную обеспеченность гражданина общества, ограничивая действительные
возможности полного ее раскрытия в несколько других измененных условиях.
4. Возникновение предыдущих трех проблем упростилось еще и за счет
недемократичности общества, монополии одной партии и одного человека на власть,
последствием которой в
80-х годах мы заимели четвертую проблему – проблему самого старого в мире
правительства.
Указанные неразрешимые
задачи подвели черту под идеей искусственного общества социального равенства и
социальной справедливости по образцу Сталина-Хрущева. Это означает, что и развал деревни, и отсутствие стимула развития при
огосударствлении и планировании всего и вся, и производство для производства, и
самое старое в мире правительство - все
это закономерные тенденции развития такого общества, приведшие в начале 90-х
годов к его самоликвидации.
3. Влияние СССР на развитие западных государств
С другой стороны, сам факт существования СССР, породив
идеологическую конкуренцию систем государственного монополизма и рыночных
отношений, включил диалектический механизм социального развития государств
мира. Постоянная уничтожительная критика США и других стран капитализма
со стороны СССР в вопросах массовости безработицы – стимулировала там ее
сокращение, в вопросах социальной незащищенности – давала ответной реакцией
улучшение жизненного уровня простого народа. Постепенно и незаметно основой
идеологических уколов в отношениях стран противоположных систем стали понятия
социальной защищенности и жизненного уровня. Как результат, это способствовало
резкому развитию систем рыночных отношений и наиболее активные участники такого
состязания (США, Германия, Англия и др.) встали качественно на более высокий
этап социального развития, какими мы их сейчас и видим.
Капиталистический мир раскрепостился, принял демократические свободы, а запрещенное
в СССР социал-демократическое инакомыслие Валентина Плеханова и Петра Струве, с
умеренной претензией на социальную справедливость, вошло в повседневную жизнь
западных государств.
Защищая интересы трудового народа, поддерживая их стачки и
забастовки, социал-демократы возглавили борьбу трудящихся за свои права и с
конца 60-х годов зафиксировали начало своего прихода во власть. В 80-е годы во
власть почти всех западных государств были избраны социал-демократы. В их числе
– основные страны Западной Европы – Франция, Италия, Германия, Швеция и др.
Совместный натиск – существование СССР, демократическая раскрепощённость и
социал-демократические правительства их позволили улучшить социальную
защищенность и обеспеченность простого народа. Улучшить настолько, что в
дополнение к отсутствию тех проблем в деревне, которые мы заимели, уровень их
социальной обеспеченности оказался значительно выше, чем в нашем
социалистическом государстве, где эти принципы были основой его создания и
существования.
В настоящее время с уверенностью можно сказать: преимущество
социал-демократической модели развития общества над нашей бывшей коммунистической – налицо. Социал-демократы сохранили и развили
естественный образ развития общества, его демократические свободы и конкуренцию.
Без революций и сопровождающих их катаклизмов с гибелью миллионов людей, без
диктатуры одного человека и ее негативных последствий в условиях мощного
стачечного и забастовочного движения социал-демократы отстояли социальную
защищенность трудящегося народа, подняли на более высокую ступень уровень
социальной справедливости.
И что самое главное, в государствах социал-демократии нет почвы
для произрастания тех четырех проблемных задач, которые привели к
самоликвидации СССР. Конкуренция в производстве заставляет его совершенствовать
и упрощать, и ни в коем случае не допускать выпуска макулатуры. Отсутствие
революционных преобразований лишило общество этих государств стрессовых
катаклизм в сельской местности и сохранило практически весь его
производственный потенциал. А наличие отработанной демократической
избирательной системы через состязательность допускает в управление
государством только грамотных, энергичных, подвижных и молодых духом лиц, тем
самым лишает возможности создания в этих государствах престарелого
правительства.
Россия же, в совокупности с новыми государствами бывшего СССР,
выполнив роль мощного катализатора этого прогресса, гарантированно
способствовала улучшению жизни в целом на планете Земля.